Жизненные ценности - это идеи, убеждения, нормы, которым следуют люди. Они воплощают гуманитарные ценности: любовь к человечеству. Как правило это идеалы, к которым стоит стремиться. К примеру, дружба, любовь, взаимопонимание, уважение, профессионализм - это жизненные ценности, которые способны привести человека в счастью.
Жизненные ценности - это идеи, убеждения, нормы, которым следуют люди. Они воплощают гуманитарные ценности: любовь к человечеству. Как правило это идеалы, к которым стоит стремиться. К примеру, дружба, любовь, взаимопонимание, уважение, профессионализм - это жизненные ценности, которые способны привести человека в счастью.
По моему мнению, для человека наиболее важны такие ценности, как любовь к Родине, своей семье, природе. Также первостепенную роль играют доброта, милосердие, сострадание, честность.
Какую же роль играют жизненные ценности в жизни наших детей. В этом и решили разобраться ребята, выполняя упражнение «Клиника по пересадки органов».
«Представьте себе, что все вы являетесь хирургами медицинской клиники. У вас в больничном отделении лежат четыре пациента:
- старый профессор, разрабатывающий вакцину против рака. Его работа уже близка к завершению;
- шестнадцатилетняя беременная девушка-сирота;
- мать двух детей, муж которой недавно погиб в автомобильной катастрофе;
- известный актёр.
Всем им необходима пересадка почки. Без этой операции они погибнут. Но сейчас в клинику была доставлена только одна почка, и неизвестно, когда появится возможность получить следующую. Вам нужно за 10 мин. решить – кому из пациентов операция необходима в первую очередь, иначе почка испортиться и к пересадке будет негодна. Тогда ее не получит никто.
Важные правила:
1. Нельзя принимать решение голосованием;
2. С групповым решением должен согласиться каждый из участников;
3. Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
4. Каждый должен в ходе дискуссии высказать своё мнение.
ДЕЛЕММА? Как выбрать, кто жить, а кому нет? Здесь нет правильных и не правильных ответов. НО… Возникают вопросы:
- Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
- Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
- Какие ценности стояли за отвергнутыми вами вариантами?
- Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
Столкнулась с тем, что ребята в ответе на последний вопрос, осуждают общество, говорят, что для него сейчас основной ценностью являются деньги и врачи отдали бы почку известному актеру или тому, кто больше заплатит.
Да уж, попотеть нам пришлось сильно, пребывая в роли хирургов и принимая
судьбоносные решения. Главное, что мы узнали из этого упражнения – наши собственные ценности часто расходятся с общественными, а, точнее, общественные ценности вмешиваются в наши и тем самым создают внутри нас противоречия и конфликты.
Увы, с этим мы будем сталкиваться почти всю свою жизнь. А особенно часто это происходит в нашем возрасте, так как мы именно сейчас пытаемся примерить на себя общественные ценности, и некоторые из них нам не нравятся. И тут дилемма: если исходишь только из собственных ценностей – ты обречен на одиночество. Если хочешь быть с людьми – надо уважать их ценности, ведь общественные ценности складываются десятилетиями, а иногда и веками.
Довольно часто происходит конфликт ценностей. Давайте поговорим еще об одном упражнении, которое поможет нам в кое в чем разобраться.
Разбиваемся на команды, каждая команда получит задание.
Наша задача – придумать и разыграть коротенькую сценку о том, как проявляется конфликт ценностей взрослых и подростков. На обдумывание сценки вам даётся 5 минут, на подготовку сценки – 7 минут, а на её проигрывание – 3 минуты. В каждой карточке есть описание конкретной ситуации.
Карточки для подгрупп:
Ситуация 1
Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в следующем году ему поступать вуз. А сын, между тем, тратит много времени на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2
Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их дочь одевается «сексуально» и пользуется косметикой.
Ситуация 3
Родители и дедушки-бабушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит на репетициях своей начинающей рок-группы.
Ситуация 4
Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят поздно вечером под их окнами. Подростки не считают, что они в чем-то виноваты.
Обсуждение проводилось после показа каждой сценки по следующим вопросам.
Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?
А какая – в основе поведения подростков?
В чем выражался конфликт ценностей в сценке, которую вы увидели?
Подумайте и вы над данными вопросами!