Основные требования профессионального стандарта 2020 года
Идея внедрения профстандарта в образование не нова. Профессиональный стандарт разрабатывался по поручению президента. В эпоху модернизации от педагогов потребовались новые умения. Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».
Пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, нуждался в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций.
Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.
Тезисы, которые определяют суть профстандарта.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Статья 195-1, Федеральный закон РФ)
Стандарт – это документ, включающий совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.
Стандарт — инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт — объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт — средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт — основа формирования трудового договора.
Стандарт — основа должностной инструкции.
Цель применения профстандарта педагога:
1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.
2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.
4. Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.
Общие требования профстандарта
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем.
При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.
Не могут трудиться в роли педагогов лица:
• лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
• имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
• признанные недееспособными;
• имеющие определенные заболевания.
Основные термины профессионального стандарта
Основные термины профессионального стандарта определены методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России №170 н от 29.04.2013 г.
Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда
Обобщенная трудовая деятельность – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе
Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции
Трудовое действие – процесс взаимодействия.
Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции
Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям, дифференцируемым по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности
Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках трудовой деятельности – официальное признание освоения компетенций
Компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться при:
— формировании кадровой политики;
— организации обучения и аттестации работников;
— заключении трудовых договоров;
— установлении системы оплаты труда;
— разработки должностных инструкций.
Должностные обязанности отдельного работника «набираются из трудовых функций и трудовых действий», описанных в профессиональном стандарте.
Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций.
Новые компетенции педагога, их 5:
1. Работа с одарёнными обучающимися
2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.
4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.
5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
Структура профессионального стандарта
Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:
В первой части указаны общие сведения по профессии: наименование и основная цель вида профессиональной деятельности, группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности
Во второй части – описание трудовых функций: функциональная карта вида профессиональной деятельности с указанием уровней и подуровней квалификации
В третьей части – описание каждой обобщенной трудовой функции: наименование профессии, код по классификатору, квалификационный уровень работника, наименование должностей работников, требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии; описание трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний по обучению и воспитанию.
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность по обучению
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН:
1.Иметь образование соответствующее занимаемой должности учителя, старшего учителя, ведущего учителя.
2.Демонстрировать знание предмета и программы образования.
3.Уметь планировать и проводить уроки.
4.Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.д.
5.Использование специального подхода к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учащихся: одаренных, со специальными потребностями,с ограниченными возможностями и т.д.
6.Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7.Владеть ИКТ- компетенциями.
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность по воспитанию
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН:
1.Владеть методами и формами воспитательной работы, используя их как
на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2.Владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиций, музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
3.Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
4.Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
5.Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в школе.
7.Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
8.Уметь строить воспитательную деятельность с учениками культурных различий и индивидуальностей.
9.Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
10.Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.
Помимо перечисленных выше компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями по трем уровням: учитель, старший учитель, ведущий учитель.
Теперь, как мы и говорили ранее, подробнее остановимся на этом вопросе.
Учитель
1. Образование: высшее или среднее профессиональное.
2. Опыт практической работы: нет требования к опыту.
3. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
Старший учитель
1. Образование: высшее.
2. Опыт практической работы: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 4-х лет.
При наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 2-х лет.
3. Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
4. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) разрабатывает передовые приемы работы, проектирует программы коррекционной деятельности для участников образовательного процесса. Ведёт работу по улучшению широко распространенных педагогических методик. Оказывает методическую поддержку коллегам – педагогам.
Ведущий учитель.
1. Образование: высшее.
2. Опыт практической деятельности: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 5-ти лет;
при наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 3-х лет.
3. Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) высшей квалификационной категории по должности «учитель».
4. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) координирует деятельность педагогов и узких специалистов, курирует образовательную работу по вопросам внедрения инноваций, выполняет функции наставника молодых педагогов.
В отличие от первых двух должностей (учитель, старший учитель) к ведущему учителю предъявляются дополнительные требования.
Необходимые знания:
— последние достижения в научно-предметной области и направления ее развития;
— инновационные методики обучения;
— лучшие практики в создании партнерских отношений с родителями (законными представителями) обучающихся и др.
Необходимые умения:
— разрабатывать планы профессионального развития педагогов;
— выявлять и описывать инновационные методики и технологии, лучшие практики профессиональной деятельности педагогов и др.
Трудовые действия:
— формирование образцов лучшей практики планирования занятий;
— формирование и применение образцов лучшей практики создания инклюзивной и мотивирующей образовательной среды;
— формирование образцов профессионального сотрудничества с коллегами;
— разрабатывание индивидуальных учебных планов для обучающихся с особыми образовательными потребностями и др.
На основании проекта профессионального стандарта определяется характеристика современного педагога. Внедрение профессионального стандарта кардинально изменяет сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.
Характеристики современного педагога:
• Мобилен и прогрессивен;
• Способен находить нестандартные решения различных задач;
• Имеет глубокие знания по профильному предмету;
• Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для изучения своей дисциплины;
• Активно внедряет в систему обучения IT-технологии;
• Эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
• Обязан быть терпимым и толерантным, умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход.
(Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или дети-мигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.
На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:
• религиозные направления;
• политические убеждения;
• разнообразие культур.)
Этика для педагога – очень важный момент его профессиональной деятельности.
(Педагог находится в постоянном контакте с коллегами, учениками, родителями.Поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.)
Профессиональный стандарт определяет педагога, как вежливого, уважительного и корректного сотрудника. Педагог поддерживает культуру образовательного учреждения. Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом.
Вывод. Профессиональный стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в том числе, прием на работу и карьерный рост.
Использование профессионального стандарта педагога позволит вывести качество образования на новый уровень, привести его в соответствие с требованиями времени.
Педагогов он мотивирует к поиску наиболее эффективных методов работы, к стремлению повышать квалификацию.