Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 21 кабинет, в том числе специализированные классы. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
- аудитории и учебные кабинеты в корпусах доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
- учебные классы и аудитории оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата
При отсутствии такой информации указать:
Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
- Входные ворота в здания «Наименование» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- В здании школы имеются съемные и стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу
- Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери в учебных корпусах «Наименование» промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
- В учебных корпусах сооружены туалеты для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетным комнатам обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова
- Все учебные корпуса промаркированы знаками доступности и маршрутов
- Учебные аудитории имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
- Здание школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об объектах для проведения практических занятий отсутствует
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Все помещения библиотек школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности библиотеки отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности и наличии объектов спорта отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
На территории «Наименование» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о средствах обучения и воспитания отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - ____ Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -__
Количество локальных сетей - ___
Общее число компьютеров - ___, в том числе используемых в учебных целях - ____
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о наличии доступа к информационным системам отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493е указать информацию (приведен образец)
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
Указать электронные образовательные ресурсы (при наличии)
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об электронных образовательных ресурсах отсутствуют
В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В «Наименование» общежитий и интернатов нет
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Материально-техническая база «Наименование» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и т.п.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами
При отсутствии такой информации указать:
Сведения специальных технических средствах обучения отсутствуют
Мастерские и лаборатории
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и мастерские.
Условия для занятия физкультурой и спортом
Для занятия спортом и физической культурой, способствующие укреплению здоровья обучающихся, в школе созданы все условия
Средства обучения и воспитания
Материальнотехническая база МБОУ «Малиновская СШ» приведена в соответствие с задачами по обеспечению образования детей с ОВЗ и инвалидов.
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС обучающихся с нарушением зрения, для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности МБОУ «Малиновская СШ» оборудуется:
• учебными кабинетами с автоматизированными рабочими местами учащихся и педагогических работников (кабинетов начальных классов, кабинета информатики, кабинет педагога – психолога, кабинет логопеда-дефектолога, которые оснащены информационно-коммуникационными, компьютерными средствами, необходимым комплексом учебных пособий и дидактических средств по предметам, направлениям (карты, таблицы, раздаточный материал и др.);
• кабинетами для занятий естественно-научной деятельностью, моделированием, техническим творчеством, иностранными языками;
• кабинетами для занятий музыкой, изобразительным искусством;
• библиотекой с рабочими зонами, оборудованным читальным залом.
• актовый зал;
• спортивными сооружениями (спортивным залом, тренажерным залом, спортивной площадкой), оснащёнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
• помещением для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания;
• административными и иными помещениями, оснащёнными необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной деятельности с детьми с ОВЗ;
• гардеробами, санузлами, местами личной гигиены;
• зрительными ориентирами.
Сеть Internet доступна во всех классах.
В учебных кабинетах, библиотеке и кабинетах администрации школы имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
В зданиях учреждения имеется медицинский блок, который находится на первом этаже (кабинет фельдшера, процедурный кабинет). Кабинет полностью оснащен медицинским оборудованием и инструментом. Медицинское обслуживание учащихся организовано квалифицированным работником.
Учебные помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение.
Мебель в кабинетах цвета натурального дерева (бук, ольха, вишня).
Мебель для слабовидящих обучающихся без глянцевой основы.
Классные, меловые доски имеют темно-зеленый цвет, маркерные и интерактивные — белый.
Учебные помещения оборудованы искусственным освещением с применением люминесцентных светильников. Классные доски оборудованы софитами.
Учебные кабинеты оснащены современным оборудованием для обучающихся и преподавателей:
• интерактивные доски,
• экран,
• проектор короткофокусный,
• учебно-наглядные пособия по предметам;
• спортивное оборудование, тренажеры.
МБОУ «Малиновская СШ» обеспечена комплектом средств обучения, который включает современные средства обучения и традиционные — средства наглядности (печатные материалы, натуральные объекты, модели)
Таким образом, материально-техническая база школы соответствует современным требованиям к организации образовательной деятельности, способствует созданию безопасных и комфортных условий для учащихся и педагогов, повышает эффективность деятельности работников.
Особые образовательные потребности учащихся с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ вызывают необходимость применения средств коммуникации дополнительных и альтернативных.
Альтернативные средства коммуникации наиболее актуальны в случае отсутствия устной речи и предполагают овладение такой коммуникативной системой, где основная роль отводится невербальным средствам общения.
Невербальными средствами коммуникации являются:
— специально подобранные предметы;
— графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
Вышеперечисленные и другие средства используются для развития вербальной коммуникации с учащимися, для которых она становится доступной.
В МБОУ «Малиновская СШ» созданы информационно-методические условия в соответствие с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС обучающихся с нарушением зрения.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 80 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой.
Условия охраны здоровья обучающихся
Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи.
Медицинское обслуживание в школе осуществляют медицинская сестра.
Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинетов, оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с санитарными правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.
Основным направлением работы являются профилактические осмотры школьников. Профилактические осмотры проводятся в соответствии с приказами № 60 от 14.03.1995 года и № 151 от 07.05.1998 года «О временных отраслевых стандартах обмена медицинской помощи» и № 154 от 05.09.1999 года «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».
Основная цель профилактической и оздоровительной работы в школе заключаются с одной стороны, в оценке влияния школьной программы, организации режима и условий обучения и воспитания в школе на здоровье учащихся, с другой – в определении эффективности проводимых мероприятий, направленных в первую очередь на укрепление здоровья детей.
Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработники получают в результате углубленных медицинских осмотров детей.
Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденных приказом главного врача детской поликлиники по графику. В ее составе: педиатр, невропатолог, психиатр, офтальмолог, отоларинголог, хирург.
Все профилактические осмотры проводятся в три этапа:
I этап – доврачебное обследование;
II этап – педиатрический (проводит врач-педиатр);
III этап – специализированный (проводит бригада врачей – специалистов).
Доврачебное обследование:
антропометрия (измерение роста, массы тела и оценка физического развития);
• измерение артериального давления;
• определение остроты зрения;
• исследование слуха с помощью шепотной речи на расстоянии 6 м;
• лабораторное обследование (анализы крови, мочи);
• флюорографическое обследование (с 15 лет).
Доврачебное обследование проходят дети перед поступлением в школу (диспансеризация в поликлинике или в дошкольных учреждениях), учащиеся выпускных классов, юноши по достижении возраста 16 лет при первичной постановке на воинский учет в военкомате.
Специализированный осмотр проходят учащиеся декретированных возрастов:
• первоклассники в конце учебного года;
• учащиеся в конце 4 – го года обучения при переходе к предметному обучению (5 класс);
• учащиеся 7, 9, 10 и 11 классов.
Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. Результаты углубленного осмотра заносятся в листы здоровья в классных журналах, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты, рекомендации врача для педагогов. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся.
Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются в детскую поликлинику к участковому врачу и данному специалисту. Школа через медработников имеет тесную взаимосвязь с детской поликлиникой.
Школьники, имеющие хронические заболевания подлежат диспансерному наблюдению, которое осуществляется участковыми педиатрами и специалистами поликлиники.
По результатам ежегодного медицинского осмотра школьников можно сделать следующие выводы:
-первое место занимают болезни костно – мышечной системы (нарушения осанки и сколиозы);
-на втором месте – болезни сердечно – сосудистой системы (функциональные заболевания сердца);
-на третьем месте – понижение остроты зрения;
-хронические заболевания желудочно – кишечного тракта имеют тенденцию к снижению (за счет увеличения охвата учащихся горячим питанием).
Состояние здоровья субъектов образовательного процесса
Профилактическая работа. В школе осуществляется:
1.Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.
2.Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.
3.Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, относящихся к подготовительной группе. Учащиеся, относящиеся к III группе здоровья, занимаются физической культурой в специальной группе по особому расписанию.
4. Мероприятия по профилактике острых заболеваний в осеннее — зимний период:
• специфическая профилактика учащихся — вакцинация против гриппа;
• санитарно-просветительская работа.
5. Мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактике близорукости:
•физкультурные паузы,
•гимнастика для глаз,
•уроки здоровья,
•подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха учащихся,
•уроки физической культуры с направленной тематикой.
Санитарно-просветительская работа проводится согласно годовых и месячных планов. Выполнение фиксируется в специальном журнале. В школе проходят:
•беседы в классах,
•тематические лекции для учащихся по параллелям,
•тематические лекции для родителей на собраниях,
•врачебные выступления на педагогических советах,
•наглядная агитация – плакаты, брошюры, сан бюллетени.
Вопросы реформирования системы оздоровительной работы в школе и поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни учащихся — наша основная задача.
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
В образовательном учреждении число ПК составляет 35,
используется в учебных целях – 29;
переносных ПК – 33,
используется в учебных целях – 31;
Все компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в глобальную компьютерную сеть Интернет. На всех компьютерах установлена защита Internet — цензор. Постоянно работает электронная почта, что позволяет мобилизировать связь с другими организациями. На компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение (операционные системы, офисные пакеты, антивирусные программы). Так же имеются периферийные устройства (цифровой фотоаппарат, web -камеры, микрофоны, колонки, акустическая система) для оптимизации деятельности участников образовательного процесса.
Школа имеет свой сайт. На сайте реализована версия для слабовидящих. Адрес сайта: msoh.ru. Содержание школьного сайта постоянно обновляется.
Школьная библиотека оснащена компьютером и цифровыми образовательными ресурсами доступными учителям и учащимся.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникациям имеется для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, реализующих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Для обеспечения образования создаются специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
— специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания
— обеспечение доступа в здания организаций и создание специальных технических средств обучения
— специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Все объекты для проведения занятий и объекты спорта доступны для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для проведения практических занятий в рамках урочной системы, внеурочной системы, системы дополнительного образования используются следующие объекты:
— кабинет биологии — (Кабинет оснащен демонстрационным материалом и оборудованием для проведения практических и лабораторных работ, аудиовизуальными техническими средствами обучения, укомплектованы ученической мебелью 2-х размеров);
— кабинет химии — (Кабинет оснащен демонстрационным материалом и оборудованием для проведения практических и лабораторных работ, аудиовизуальными техническими средствами обучения, укомплектованы ученической мебелью 2-х размеров);
— кабинет информатики — (Оборудовано 8 компьютеров, 10 ноутбуков);
— столярная мастерская — (Расположена на первом этаже, оборудована: верстаками, станками — токарно-винторезным, токарно-сверлильным, фрезерным, установлена вытяжка);
— кабинет технологии, швейного дела и СБО – (Оборудован по зонам: для занятий по кулинарии, по изготовлению швейных изделий, имеются швейные машинки бытовые и производственные, примерочная, электропечь, есть раковина)
— библиотека;
— спортивный зал для занятий физической культурой (Зал оснащен спортивным инвентарем, имеется шведская стенка, оборудована зона для игр в волейбол, пионербол. В теплый период года используется пришкольная спортивная площадка);
— тренажерный зал (имеются тренажеры разной направленности);
— игровая площадка.
Всем категориям читателей библиотеки школы, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется доступ ко всему многообразию источников информации библиотечного фонда.
При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей, а также содействие в учебно-воспитательном процессе. Педагог-библиотекарь предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими, обеспечивая удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов создавая комфортные условия пользования библиотечными и информационными услугами, оперативный доступ, поиск и получение библиотечных документов и информации.
При необходимости и с учетом особых потребностей инвалидов и лиц с ограниченным возможностями здоровья обеспечивается представление учебников и учебных пособий, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Библиотека школы – это первый информационный центр для наших обучающихся. Забота библиотеки школы заключается в том, чтобы каждый потребитель нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников, таких как: книги, журналы, Интернет.
Интернет в библиотеке – удобный, надёжный, простой доступ к информации для обучающихся и педагогов школы, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ. Не выходя из библиотеки, можно найти, обработать, размножить, скопировать и использовать информацию в процессе обучения, так же воспользоваться ЭОР.
В школе организована доступная среда для обучающегося с нарушением зрения (края лестниц выделены контрастным желтым цветом, двери в коридорах обозначены желтыми кругами).
Конструктивные особенности здания МБОУ «Малиновская СШ» не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время вход в образовательное учреждение не оборудован пандусом. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Бесплатное двухразовое питание ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении предоставляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося и заключения психолого-медико-педагогической комиссии о признании ребёнка лицом с ограниченными возможностями здоровья. Заявление на обеспечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием предоставляется руководителю образовательного учреждения в течение учебного года с момента возникновения права на получение ежедневного бесплатного двухразового питания.
Школьная библиотека оснащена двумя ноутбуками и цифровыми образовательными ресурсами доступными учителям и обучающимся, в том числе и инвалидам и лицам с ОВЗ.
Доступ к электронным образовательным ресурсам имеют все обучающиеся, в том числе инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно их индивидуально-типологических особенностей.
Ссылки на ЭОР находятся сайте школы. Целью электронных образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех уровнях образовательной системы.