Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи.
Медицинское обслуживание в школе осуществляет фельдшер - Барабошина Юлия Николаевна.
Медицинский блок состоит из кабинета амбулаторного приема и процедурного кабинета, оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с санитарными правилами (СанПиН 2.4.3648-20).
Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.
Основным направлением работы являются профилактические осмотры школьников. Профилактические осмотры проводятся в соответствии с приказами № 514 от 10.08.2017 г "О порядке проведения переодических медицинских осмотров несовершенолетних" , №621 от 30.12. 2003 г "О комплексной оценки состояния здоровья детей", №822н от 05.11.2013 г "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательной организации"
Основная цель профилактической и оздоровительной работы в школе заключаются с одной стороны, в оценке влияния школьной программы, организации режима и условий обучения и воспитания в школе на здоровье учащихся, с другой – в определении эффективности проводимых мероприятий, направленных в первую очередь на укрепление здоровья обучающихся.
Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработники получают в результате углубленных медицинских осмотров обучающихся.
Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденных приказом главного врача детской поликлиники по графику. В ее составе: педиатр, невропатолог, психиатр, офтальмолог, отоларинголог, хирург.
Все профилактические осмотры проводятся в три этапа:
I этап – доврачебное обследование;
II этап – педиатрический (проводит врач-педиатр);
III этап – специализированный (проводит бригада врачей – специалистов).
Доврачебное обследование:
антропометрия (измерение роста, массы тела и оценка физического развития);
• измерение артериального давления;
• определение остроты зрения;
• исследование слуха с помощью шепотной речи на расстоянии 6 м;
• лабораторное обследование (анализы крови, мочи);
• флюорографическое обследование (с 15 лет).
Доврачебное обследование проходят обучающиеся перед поступлением в школу (диспансеризация в поликлинике или в дошкольных учреждениях), учащиеся выпускных классов, юноши по достижении возраста 16 лет при первичной постановке на воинский учет в военкомате.
Специализированный осмотр проходят учащиеся декретированных возрастов:
• первоклассники в конце учебного года;
• учащиеся в конце 4 – го года обучения при переходе к предметному обучению (5 класс);
• учащиеся 7, 9, 10 и 11 классов.
Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. Результаты углубленного осмотра заносятся в листы здоровья в классных журналах, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты, рекомендации врача для педагогов. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся.
Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются в детскую поликлинику к участковому врачу и данному специалисту. Школа через медработников имеет тесную взаимосвязь с детской поликлиникой.
Школьники, имеющие хронические заболевания подлежат диспансерному наблюдению, которое осуществляется участковыми педиатрами и специалистами поликлиники.
По результатам ежегодного медицинского осмотра школьников можно сделать следующие выводы:
-первое место занимают болезни костно – мышечной системы (нарушения осанки и сколиозы);
-на втором месте – болезни сердечно – сосудистой системы (функциональные заболевания сердца);
-на третьем месте – понижение остроты зрения;
-хронические заболевания желудочно – кишечного тракта имеют тенденцию к снижению (за счет увеличения охвата учащихся горячим питанием).
Состояние здоровья субъектов образовательного процесса
Профилактическая работа. В школе осуществляется:
1.Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.3648-20.
2.Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.
3.Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, относящихся к подготовительной группе. Учащиеся, относящиеся к III группе здоровья, занимаются физической культурой в специальной группе по особому расписанию.
4. Мероприятия по профилактике острых заболеваний в осеннее — зимний период:
• специфическая профилактика учащихся — вакцинация против гриппа;
• санитарно-просветительская работа.
5. Мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактике близорукости:
•физкультурные паузы,
•гимнастика для глаз,
•уроки здоровья,
•подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха учащихся,
•уроки физической культуры с направленной тематикой.
Санитарно-просветительская работа проводится согласно годовых и месячных планов. Выполнение фиксируется в специальном журнале. В школе проходят:
•беседы в классах,
•тематические лекции для учащихся по параллелям,
•тематические лекции для родителей на собраниях,
•врачебные выступления на педагогических советах,
•наглядная агитация – плакаты, брошюры, сан бюллетени.
Вопросы реформирования системы оздоровительной работы в школе и поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни учащихся — наша основная задача.