Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, реализующих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
1. Для обеспечения образования создаются специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
— специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания
— обеспечение доступа в здания организаций и создание специальных технических средств обучения
— специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
2. Все объекты для проведения занятий и объекты спорта доступны для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Для проведения практических занятий в рамках урочной системы, внеурочной системы, системы дополнительного образования используются следующие объекты:
— кабинет биологии — (Кабинет оснащен демонстрационным материалом и оборудованием для проведения практических и лабораторных работ, аудиовизуальными техническими средствами обучения, укомплектованы ученической мебелью 2-х размеров);
— кабинет химии — (Кабинет оснащен демонстрационным материалом и оборудованием для проведения практических и лабораторных работ, аудиовизуальными техническими средствами обучения, укомплектованы ученической мебелью 2-х размеров);
— кабинет информатики — (Оборудовано 8 компьютеров, 10 ноутбуков);
— столярная мастерская — (Расположена на первом этаже, оборудована: верстаками, станками — токарно-винторезным, токарно-сверлильным, фрезерным, установлена вытяжка);
— кабинет технологии, швейного дела и СБО – (Оборудован по зонам: для занятий по кулинарии, по изготовлению швейных изделий, имеются швейные машинки бытовые и производственные, примерочная, электропечь, есть раковина)
— библиотека;
— спортивный зал для занятий физической культурой (Зал оснащен спортивным инвентарем, имеется шведская стенка, оборудована зона для игр в волейбол, пионербол. В теплый период года используется пришкольная спортивная площадка);
— тренажерный зал (имеются тренажеры разной направленности);
— игровая площадка.
4. Всем категориям читателей библиотеки школы, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется доступ ко всему многообразию источников информации библиотечного фонда.
5. При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей, а также содействие в учебно-воспитательном процессе. Педагог-библиотекарь предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими, обеспечивая удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов создавая комфортные условия пользования библиотечными и информационными услугами, оперативный доступ, поиск и получение библиотечных документов и информации.
6. При необходимости и с учетом особых потребностей инвалидов и лиц с ограниченным возможностями здоровья обеспечивается представление учебников и учебных пособий, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7. Библиотека школы – это первый информационный центр для наших обучающихся. Забота библиотеки школы заключается в том, чтобы каждый потребитель нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников, таких как: книги, журналы, Интернет.
8. Интернет в библиотеке – удобный, надёжный, простой доступ к информации для обучающихся и педагогов школы, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ. Не выходя из библиотеки, можно найти, обработать, размножить, скопировать и использовать информацию в процессе обучения, так же воспользоваться ЭОР.
9. В школе организована доступная среда для обучающегося с нарушением зрения (края лестниц выделены контрастным желтым цветом, двери в коридорах обозначены желтыми кругами).
10. Конструктивные особенности здания МБОУ «Малиновская СШ» не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время вход в образовательное учреждение не оборудован пандусом. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
11. Бесплатное двухразовое питание ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении предоставляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося и заключения психолого-медико-педагогической комиссии о признании ребёнка лицом с ограниченными возможностями здоровья. Заявление на обеспечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием предоставляется руководителю образовательного учреждения в течение учебного года с момента возникновения права на получение ежедневного бесплатного двухразового питания.
12. Школьная библиотека оснащена двумя ноутбуками и цифровыми образовательными ресурсами доступными учителям и обучающимся, в том числе и инвалидам и лицам с ОВЗ.
13. Доступ к электронным образовательным ресурсам имеют все обучающиеся, в том числе инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно их индивидуально-типологических особенностей.
14. Ссылки на ЭОР находятся сайте школы. Целью электронных образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех уровнях образовательной системы.
15. Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов
Имеется учебных кабинетов 24 из них:
— начальное общее образование – 7 кабинетов;
— основное и среднее общее образование – 11 кабинетов;
— спец.кабинеты 6
Дополнительные помещения для занятий – актовый зал, тренажерный зал, кабинет логопеда-дефектолога, кабинет педагога-психолога.
16. Оснащение учебных кабинетов пособиями, %
1 Биология — Печатные -100%, демонстрационные 100%, цифровые 100%.
2 География — Печатные — 95%, демонстрационные 50%, цифровые 60%.
3 ИЗО — Печатные — 14%, демонстрационные 40%, цифровые 30%.
4 Иностранный язык — Печатные 50%, демонстрационные 30%, цифровые 30%.
5 Информатика — Печатные 70%, демонстрационные 50%, цифровые 100%.
6 История и обществознание — Печатные 60%, демонстрационные 40%, цифровые 100%.
7 Математика — Печатные 60%, демонстрационные 70%, цифровые 80%.
8 Музыка- Печатные 60%, демонстрационные 70%, цифровые — 80%.
9 Начальные классы — Печатные 60%, демонстрационные 80%, цифровые 80%.
10 ОБЖ — Печатные 30%, демонстрационные 25%, цифровые 80%.
11 Русский язык — Печатные 78%, демонстрационные 70%, цифровые 80%.
12 Технология — Печатные 40%, демонстрационные 30%, цифровые 30%.
13 Физика — Печатные 100%, демонстрационные 100%, цифровые 1 00%.
14 Химия — Печатные 100%, демонстрационные 100%, цифровые 100%.
17. Оснащение кабинета учителя-логопеда:
I. Оснащение кабинета:
Настенное зеркало.
Парты, стулья (4 шт).
Стол для логопеда.
Шкафы и полки для методической литературы.
Навесная школьная доска.
Чистое полотенце.
Паспорт кабинета.
Коробки и папки для хранения пособий.
II. Оснащение зоны индивидуальной работы с обучающимся:
Шпатели деревянные.
III. Документация:
Перспективный план работы на учебный год.
График работы, циклограмма рабочего времени.
Речевая карта на каждого обучающегося с необходимой документацией:
Тетради для индивидуальной работы.
VI. Литература:
1. Картотека на имеющуюся методическую литературу.
V. Пособия:
1. По обследованию речевого и общего развития детей.
а) материал на обследование интеллекта:
счетный материал;
разрезные картинки из 2-4-6 частей;
исключение 4-го лишнего предмета;
картинки и тексты со скрытым смыслом;
картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
почтовый ящик с геометрическими фигурами;
мелкий строитель, мозаика;
б) материал на обследование всех компонентов речи:
фонетики (самодельные альбомы или предметные картинки на все звуковые фонемы);
лексики (по всем темам, см. «словарь»);
грамматики (сюжетные картинки’- на падежные и предложные конструкции и на связь слов в предложении или самодельные альбомы);
связной речи (2-3 простых текста для пересказа обучающимися, серии сюжетных картинок для определения логической последовательности и составление рассказа по ним).
2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.
а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие слухового внимания (например, «Что ты слышишь?», «Дождь или солнце» и ДР-)
в) на развитие зрительного внимания (например, «Найди пару», «Что спрятал Петрушка» и ДР-)
г) на развитие речевого внимания (например, «Повтори, не ошибись!», «Кто тебя позвал?» и др.)
д) на развитие логического мышления (например, «Возьми свой предмет», «Подбери картинку к слову» и др.)
3. Формирование звукопроизношения:
а) артикуляционные упражнения (карточки);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием (летающие предметы, надувные игрушки и др.);
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;
г) альбомы на автоматизацию поставленных звуков;
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.
4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:
символы звуков (по желанию);
сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
схемы на звуко-слоговой анализ слов;
предметные картинки на дифференциацию звуков;
пособия для определения позиции звука в слове (карточка с тремя окошками и фишки на каждого ребёнка;
тексты на дифференциацию звуков.
5. Грамота:
подвижная азбука;
азбука в картинках;
кассы букв и магнитные азбуки;
схемы для анализа предложений;
наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
6. Работа над словарём:
а) предметные картинки по темам:
«Овощи» «Грибы» «Фрукты»
«Ягоды» «Одежда» «Обувь»
«Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части»
«Мебель» «Посуда» «Продукты питания»
«Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши»
«Птицы» «Насекомые» «Транспорт»
«Семья» «Профессии» «Инструменты»
«Предметы туалета» «Предметы быта» «Времена года»
«Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
б) пособия на словообразование:
суффиксальное (существительное и прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
префиксальное (приставочные глаголы);
относительных (деревянный стол) и притяжательных (лисий хвост) прилагательных от существительных;
однокоренных слов типа: кот — котик — котенька — котище.
в) предметные картинки на подбор антонимов (большой — маленький).
г) предметные и сюжетные картинки на подбор синонимов (маленький — небольшой).
7. Формирование грамматического строя речи.
а) пособия на все падежные формы существительного единственного и множественного числа (в том числе несклоняемых существительных);
б) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за, из-под);
в) пособия на все согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с существительными);
г) пособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).
а) пособия на форму существительного единственного и множественного числа; б)пособия на форму существительного единственного и множественного числа родительного падежа;
в) пособия на предложные конструкции (со сложными предлогами);
г) пособия на все согласования (см. выше).
8. Развитие связной речи.
серия сюжетных картинок;
сюжетные картинки;
наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;
наборы текстов для пересказывания и пособия облегчающие этот процесс (например, опорные картинки для восстановления текстов, продуманные планы и др.)
9. Настольно-печатные игры:
10. Методический материал:
а) методические рекомендации;
б) материал из опыта работы логопедов.
Оснащение кабинета учителя-дефектолога:
Наглядно-дидактический материал:
Перечень оборудования для сенсорного развития:
— Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики.
— Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).
— Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.
— Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.
— Лото-вкладки.
— Коробки-вкладыши разных размеров.
— Наборы сыпучих материалов.
— Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.
— Разрезные и парные картинки.
— Кубики.
— «Чудесный мешочек».
— Плоскостные фигуры;
— Дидактическая игра «Бусы»;
— Дидактическая игра «Сравни и подбери»;
— Дидактическая игра «Форма и цвет»;
— Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
— Дидактическая игра «Четвертый лишний»;
— Дидактическая игра «Что лишнее»;
— Дидактическая игра «Навстречу радуге»;
— Дидактическая игра «Фигуры и счет»;
— Трафареты, шаблоны;
— Штриховки;
— Материал для лепки, аппликации, рисования;
— Наборы из геометрических фигур;
Перечень оборудования для конструирования:
— Пластмассовые конструкторы.
— Наборы мозаики.
— Сборно-разборные игрушки.
Перечень оборудования для формирования мышления:
— Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.
— Шарики с дырками для соединения с помощью палки.
— Игрушки со скрепками.
— Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
— Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.
— Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
Предметы для развития конструктивного праксиса;
— разрезные картинки (бумажные , картонные, деревянные).
Перечень оборудования для математики:
— Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.
— Геометрические фигуры.
— Счётные палочки, полоски разной длины.
— Мелкий счётный материал.
— Плоские предметы.
— Карточки с изображением разных предметов и разного количества.
— Наборы цифр до 20.
— Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.
Перечень оборудования для развития речи:
— Детские книги.
— Картинки с изображением различных предметов и ситуаций
— Иллюстрации разных времён года и частей суток.
— Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,
«Дикие и домашние животные и птицы», «Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий.
— Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.
— Различные варианты настольных игр для развития речи.
Методический материал:
— Методички с приложением.
Природный материал:
— шишки, крупы, листья и т.д.
Игры для пальчиков
— «Озорные прищепки»;
— Массажные мячики.
— С природным материалом.
— С граненными карандашами и т.д.
— Мелкие игрушки.
Диагностический материал
— Материал для обследования речи и интеллекта.
Учебный кабинет для слабовидящего обучающегося оборудован согласно требованиям ФГОС обучающихся с нарушением зрения:
-Рабочее место за партой «А»;
— Освещен рабочий стол;
— Организована защита от прямых солнечных лучей;
— Школьная мебель в цветовой гамме натурального дерева;
-Светлая окраска стен;
— Зрительные ориентиры на спортивном оборудовании;
— Учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;
— Использование указки с ярким наконечником.
18. При работе с телевизорами или компьютерами недопустимы следующие условия:
• просмотр телепередач в полной темноте;
• изменение освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации кинофильмов и диапозитивов;
• показ диафильмов на стене, поскольку при этом в значительной снижается яркость и искажается цвет изображений;
• длительная фиксация взгляда на экране телевизора (необходимо время от времени менять направление взгляда — это дает глазам отдых).